Воспитание ребенка 4 года, общение детей
Посильный труд, вредные привычки родителей, игра со взрослыми, первая дружба
Развитие ребенка идет тем успешнее, чем сознательнее отношение родителей к его воспитанию. Родителям малыша, посещающего дошкольное учреждение, тесный контакт с воспитателями поможет дома продолжить и закрепить то, чему его учат там. Если ребенок воспитывается дома, родителям следует самим готовиться: просматривать соответствующую литературу, знакомиться заранее с книгами, которые будут читаться сыну или дочери, слушать музыку, предназначенную для детей, приобретать картинки для раскрашивания и т. д. Необходимый объем знаний по вопросам воспитания детей дошкольного возраста и ухода за ними можно получить в организуемых при детских дошкольных учреждениях и детских поликлиниках общественных университетах для родителей. В процессе воспитания лучше отмечать любое достижение ребенка, поощрять его лаской, улыбкой, одобрительным словом, а не одергивать, делать замечания, если он что-то неправильно сделал. Для малыша важно ощущение успеха, оно помогает поверить в себя и стремиться к большему. Однако необходимо всегда учитывать, что изнеживание расслабляет, суровость подавляет и ожесточает. Требования, которые ребенок выполнить не может, вызывают в нем чувства беспомощности, бессилия и ожесточенности по отношению к родителям. В воспитании, как и во всем, надо знать меру. Нельзя слишком управлять поведением малыша, постоянно поправлять его, поучать, подсказывать ему, так как при этом ребенок не научится принимать решения сам. Особенно вредно отражается на воспитании непостоянство родителей в воспитательных мероприятиях, когда они то совсем не уделяют внимания ребенку, то под влиянием какого-нибудь его проступка начинают безостановочно «воспитывать» малыша. Грубый окрик, резкий тон, приказания вызывают у детей выраженный протест. И хотя маленькие дети обычно легко и быстро забывают и прощают обиды, нужно стараться не злоупотреблять этим. И первое, что должны сделать родители,— пересмотреть домашний быт и уклад жизни, свои привычки, стиль взаимоотношений в семье. Ребенку необходим спокойный доброжелательный психологический климат. Ссоры, перебранки в его присутствии способствуют возникновению невротических состояний, отрицательно влияющих на защитные силы организма. Очень вредно отражаются на развитии и здоровье ребенка курение родителей и злоупотребление ими алкоголем. Достоверно известно, что дети курящих отцов и матерей значительно чаще болеют заболеваниями органов дыхания. Отказ от курения — огромное благо не только для родителей, но и для их детей. Вредное влияние на детей злоупотребления родителей спиртными напитками даже трудно измерить. В семье, где один из родителей, а тем более оба страдают алкоголизмом, никогда не бывает спокойной благожелательной обстановки, что травмирует детскую психику. Дети, растущие в таких семьях, всегда угнетены, испуганы, болезненно переживают пьянство родителей, тем более что они практически всегда лишены правильного ухода, здорового рационального питания и других необходимых им родительских забот. Постоянное нервное напряжение приводит к возникновению у малыша детской нервности, снижает память, вызывает ночные страхи, заикание, способствует быстрой утомляемости. Тяжелый «пьяный быт» отрицательно влияет не только на здоровье, но и на воспитание детей. Они часто растут слабыми, плаксивыми, невнимательными, в их характере проявляются черты жестокости, несправедливости, лжи, грубости, свидетелями которых они бывают в семье. А ведь, став родителем, человек берет на себя большую и очень важную ответственность — воспитать нового полноценного гражданина. Обращаясь к родителям, Ф. Э. Дзержинский писал: «Огромная задача стоит перед вами: воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову и совесть родителей». А выдающийся советский педагог А. С. Макаренко продолжил эту мысль так: «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира». Игрушки ребенку целесообразно покупать только те, которые он давно желает. Игрушка должна соответствовать уровню умственного развития ребенка. В возрасте 3—6 лет дети очень любят игрушки, сделанные взрослыми: бумажные пароходики и шлемы, куклы, домики из спичечных коробок и т. д. Особую радость детям приносит общение с животными, особенно с маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними — для малыша большое удовольствие. О них можно позаботиться, их можно покормить и защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах. Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Имеются в виду в первую очередь подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, игра в лошадки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности. Не нужно только увлекаться и требовать от ребенка непосильного: стояния на руках, голове и т. п. Танцы взрослого и ребенка воспитывают чувство ритма, синхронности движений, умение тонко регулировать свою физическую активность, способность подстраиваться к ритму партнера. Современные родители уже стесняются так играть на улице, но в пределах квартиры это можно и следует делать. Игра для ребенка — очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Однако если до трех лет ребенок мог свободно обходиться только обществом взрослых, кукол и игрушек, то с четвертого года жизни его уже это не устраивает. Играть одному ему скучно, он ищет общения с другими детьми. Сначала дети этого возраста обычно тянутся к ребятам постарше, обижаются, если те их не принимают. У них появляется чувство, что они уже многое знают, умеют, и им хочется это показать. Поэтому общение со сверстниками становится так же необходимо, как и со взрослыми, а порой, особенно во время игр, еще более желательно. Если в семье есть другие дети, эта потребность в определенной мере удовлетворяется. Но ограничивать жизнь ребенка только семейным кругом не следует. Для нормального развития ему нужны товарищи-сверстники, с которыми он чувствует себя на равных. Общаясь с детьми, ребенок научится считаться с другими, постоять за себя. В этом возрасте появляются первые привязанности, которые представляют зародыши дружбы. А. С. Макаренко говорил, что ребенок в игре таков, каким будет, когда вырастет и станет самостоятельно работать. Во время игры дети 3—4 лет часто разговаривают с собой или с игрушками. Игры надо чередовать (подвижные и тихие, коллективные и индивидуальные) с тем, чтобы, с одной стороны, ребенок не устал, а с другой — не перевозбудился. Игры со взрослыми или сверстниками имеют еще одно важное значение. В процессе общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. И так естественно, непринужденно и незаметно происходит «сброс информации», от избытка которой страдают современные дети. Особенности психики человека таковы, что, приобретя какие-то знания, сведения, новости, он стремится поделиться ими. Это в полной мере относится и к детям дошкольного возраста, которые в силу своей любознательности приобретают в виде ответов на свои многочисленные вопросы большое количество всевозможных сведений. У младшего дошкольника в отличие от старших мышление более конкретное. Он хорошо усваивает то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрывать от него. Запоминает малыш не все, а то, что очень его поразило. Дети всегда стараются подражать взрослым. Порой это опасно. Не умея отличить плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Ребенок в своих поступках руководствуется в первую очередь не сознанием того, что можно, нужно или хорошо сделать, а стремлением действовать, как ему интересно, приятно, хочется. Поэтому чрезвычайно важно воспитать у ребенка понимание и стремление поступать так, как должно, и не делать того, чего нельзя: не отнимать игрушек, а просить их, подождать пока поиграет другой, в игре согласовывать свои действия с желаниями других, делиться игрушками, воздержаться от того, чего хочется, если нет условий для выполнения желания.
|