Что происходит в организме ребенка от 3 до 6 лет? Анатомо-физиологические особенности - Про детей - Каталог статей - Woman.BezDoz.Ru

DirectAdvert

Меню

Vkontakte

Гнездо.ру

BezDoz.Ru

Woman.BezDoz.Ru
Беременность
Как похудеть
Мое здоровье
Мое лицо
Мода
Отдых, Хобби и Развлечения
Блюда | Готовим вместе
Про детей
Растения
Рукоделие
Девушкам и женщинам
Прически и Стрижки
Домохозяйка

Штучки

Главная



| RSS


Woman.BezDoz.Ru


Воскресенье, 11.12.2016, 01:16
Главная » Статьи » Про детей

Что происходит в организме ребенка от 3 до 6 лет? Анатомо-физиологические особенности

Физическое развитие
Для того чтобы Вы могли судить о состоянии здоровья своего ребенка, Вам, помимо того, что он может и умеет (показатели нервно-психологического развития), надо также знать и данные о росте, весе (массе тела) малыша.
Рост. Если в первые три года жизни скорость роста каждый год неравномерна, то после трех лет отмечается тенденция в равномерности увеличения длины, вплоть до первого физиологического вытяжения (до 4—5 лет у мальчиков, до 6 лет у девочек), происходящего за счет эндокринных сдвигов в организме.


Приблизительно рост Вашего ребенка после трех лет можно вычислить по формулам: 100 см — 8 (4 — n) для детей младше четырех лет и 100 см + 6 (л — 4) — для детей старше четырех лет, где n — число лет Вашего ребенка, а 100 см — примерный рост четырехлетнего ребенка.
Исходя из этой формулы, примерный рост Вашего трехлетнего ребенка приблизительно равняется 92 см, пятилетнего — 106 см, шестилетнего — 112 см.
Вес (масса тела). Масса тела Вашего ребенка ежегодно увеличивается неравномерно от 1,0—1,3 кг в три года до 2,2-2,5 кг в шесть-семь лет. Приблизительно массу тела Вашего ребенка Вы узнаете по формуле: 10,5 кг + 2 и, где п — возраст малыша, 10,5 кг — примерный вес годовалого ребенка.
Исходя из этой формулы, в три года Ваш ребенок должен Весить около 16,5 кг, в четыре — 18,5 кг, в пять лет — 20,5 кг,
в шесть лет — 22,5 кг,
Окружность головы. Этот показатель Вы также сумеете определить по формуле: 50 см — 1 (n) для ребенка младше пяти лет и 50 см + 0,6 (и) — для ребенка старше пяти лет, где n — возраст ребенка, а 50 см — окружность головы пятилетнего ребенка.
Таким образом, примерная окружность головы у малыша в четыре года составляет в среднем 49 см, в три — лишь 49 см, а в шесть лет — уже 50,6 см.
Окружность грудной клетки. Нормативы грудной клетки отражает формула: 63 см - 1,5(10 — n), где n — возраст Вашего ребенка, а 63 см — средняя окружность груди у ребенка в 10 лет. Исходя из этой формулы, окружность груди у трехлетнего ребенка приблизительно равняется 52,5 см, у четырехлетнего— уже 54 см, в пять лет она составляет 55,5 см, в шесть пет — 57 см.

У детей от трех ло шести лет значительно быстрее происходит рост конечностей, чем туловища. Приблизительно к шести—семи годам обычно длина тела малыша увеличивается примерно в 2 раза или чуть-чуть больше, длина рук — почти в 2,5 раза, а длина ног — в 3 раза и более. Это все приводит к изменению пропорций тела и смещает центр тяжести немного вниз. И ребенок может двигаться теперь увереннее и быстрее, чем мог раньше.
Если Ваш ребенок отличается в физическом развитии от сверстников, Вам необходимо обратиться к педиатру.
Центральная нервная система
Это прежде всего головной мозг Вашего ребенка, приближающийся по размеру и по массе приблизительно к пяти годам к головному мозгу взрослого (почти на 90%).
После двух лет начинают укрепляться связи между левым полушарием, ответственным за речь, и правым, формирующим все наши зрительно-пространственные и другие восприятия.
К трем годам обычно достигается дифференцирование нервных клеток. До пяти лет очень интенсивно развиваются извилины и борозды головного мозга.
Несмотря на то что мозг дошкольника напоминает мозг взрослого, основные нервные процессы у ребенка протекают по-другому: нет уравновешенности их, преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Этим можно объяснить непосредственность и искренность ребенка, так же как и холерическую неуравновешенность детей. Именно поэтому дошкольникам обычно очень трудно сконцентрироваться на решении какой-нибудь задачи.
Из-за незначительной подвижности основных нервных процессов дошкольников гораздо легче научить, чем потом переучить.
Зрение
До пяти-шестилетнего возраста размеры глазного яблока у ребенка и преломляющая сила глаза невелики. Многие дети склонны к дальнозоркости и с трупом сосредоточиваются на близких предметах. После четырех лет достигается максимальная острота зрения, и ребенок практически готов к начальному чтению. В пять лет он уже способен читать крупные буквы, а к шести годам — более мелкие. Малыш пытается рисовать и писать.
После трех лет дети обладают развитым цветовым зрением, и по мере взросления ребенка совершенствуется восприятие не только основных цветов, но и их оттенков.
К концу дошкольного периода окончательно формируется совместное зрение двумя глазами, и ребенок пространственно воспринимает предметы.
Обычно глаза дошкольников очень чувствительны к неблагоприятным факторам внешней среды, приводящим к дефектам зрения.
Слух
В дошкольном возрасте слух ребенка не отличается от слуха взрослого. Однако чувствительность слухового анализатора может быть снижена из-за постоянного шума, поднимаемого .'ктьми, старающимися перекричать друг друга даже при обычных разговорах. Кроме того, анатомо-физиологические особенности строения уха дошкольника способствуют предрасположению к заболеваниям уха, таким, как отиты, одним из осложнений которых является снижение слуха.
Костная система
К шести-семи годам у ребенка начинают выпадать молочные зубы, помогающие постоянным зубам занять нужное положение и способствующие лучшему пищеварению, а также развитию челюстей. Первые постоянные зубы прорезываются около шести лет. Для ориентировочной оценки постоянных зубов можно использовать формулу: х = 4n — 20, где х — это число постоянных зубов, а n — возраст ребенка.
В скелете дошкольника преобладает хрящевая ткань, в связи с чем ребенок растет. Кости малыша податливы и не могут вынести больших нагрузок, изменяясь пол влиянием их, легко меняй свою форму. А нагрузки для ребенка — это длительная ходьба, переноска тяжестей. Ваш малыш не может долго без движения стоять, сидеть в одной и той же позе или сгорбившись, склонившись в одну сторону. Это может привести к различным нарушениям осанки и к другим немаловажным отклонениям (резкому усилению грудного изгиба позвоночника, сутулости, боковому искривлению позвоночника, изменению формы ног, свода стопы), которые с годами могут стать неисправимыми.
Перед школой почти завершается формирование скелета кисти, создавая предпосылки к обучению ребенка.
Мышечная система
В младшем дошкольном возрасте в первую очередь развиваются мышцы плеча, предплечья, и только к шести годам -мышцы рук. В связи с этим тонкая работа пальцами детям не удается, а обучаться письму можно только после шести лет, причем такие занятия должны быть кратковременными для избежания утомления еще не окрепших мышц кистей рук.
Двигательная активность
Совершенствование костно-мышечной системы ребенка отражается на его двигательной активности и ее физических качествах. Вначале развивается грубая моторика (общие навыки двигательной активности — бег, прыжки, метание, лазанье и т. д.), чуть позже — тонкая моторика (специфические навыки двигательной активности — рисование, аппликация, лепка и т. д.), заметно прогрессирующая с четырех лет после улучшения координации «глаз—рука».
Если в три-четыре года у ребенка многие движения резки и угловаты, то к шести годам они уже становятся более ритмичными и плавными. Улучшается их ловкость, но еще низка выносливость мышечной системы. Из-за этого малыш не может сидеть и стоять, не меняя позы.
Ребенок в три года уже способен прыгнуть в длину не больше чем на 0,5 м, в шесть - на 1 м и чуть дальше.
Ваш малыш в три года уже может бросить мяч на 1,3-1,5 м, в шесть - на 2,5-3 м. До пяти лет детям можно бегать лишь на малые, дистанции (10-30 м), в пять-шесть лет - на средние
(100-120м).
Несмотря на то, что дети до шести лет без труда осваивают прыжки, метание и даже кувырки, плаванию и катанию на лыжах их необходимо обучать.
Органы дыхания 
У детей в дошкольном возрасте продолжает увеличиваться объем легких (к пяти годам в 5 раз) и одновременно совершенствуются функции органов дыхания.
Частота дыхания начинает уменьшаться.
Жизненная емкость легких нарастает, но,однако, все еще низка. Увеличенная глубина дыхания приводит к более высокой насыщаемости крови кислородом. Предпосылок к нарушению дыхания в шесть лет намного меньше, чем их было в три.
С четырех лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины, и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают аденоидами, и дыхание через нос затруднено. Из-за аденоидов ребенок может иметь и неправильный прикус.
Сердечно-сосудистая система
Рост и развитие мышц сердца дошкольника увеличивается прямо пропорционально изменению длины тела. К трем годам масса сердца утраивается, а в шесть лет возрастает уже в 11 раз. В этом возрасте урежается частота сердечных сокращений (пульс) от 105 ударов в минуту у ребенка в три года до 100 ударов в минуту у детей пятилетнего возраста.
Артериальное давление у дошкольников ниже, чем в более старшем возрасте. Это объясняется большой шириной сосудистого русла, большой эластичностью сосудов и довольно низкой, по сравнению со взрослыми, нагнетательной способностью сердца.
С возрастом увеличивается преимущественно систолическое (максимальное) артериальное давление. Показатели артериального давления коррелируют с физическим развитием детей.
Приблизительный расчет артериального давления у Вашего ребенка может быть произведен по формуле: 90 + 2л — для систолического (максимального) и 60 + n для диастолического (минимального) артериального давления, где n — возраст ребенка. Как правило, систолическое давление у девочек обычно ниже по сравнению с мальчиками на 5 мм ртутного столба.

Органы пищеварения
В начальном этапе пищеварения — размельчении пищи — участвует зубочелюстная система, которая в дошкольном возрасте претерпевает значительные изменения, связанные с заменой молочных зубов на постоянные. Чтобы ребенок хорошо пережевывал пищу, необходимо следить за правильностью формирования прикуса.
Пищеварение в организме ребенка не может происходить без достаточной секреции слюны и пищеварительных соков. Однако у детей трех-шестилетнего возраста ферментативная активность пищеварительных соков невелика и помимо этого отмечается повышенная всасываемость стенок кишечника на фоне недоразвитого нервного аппарата, что является одной из причин различных заболеваний желудочно-кишечного тракта ребенка.
К четырсм-пяти годам масса желудка увеличивается в 6 раз. Физиологическая емкость его у трехлетнего ребенка приблизительно составляет 400-600 мм, у шестилетнего — ненамного больше. Время обновления клеток эпителия слизистой оболочки желудка у детей обычно варьирует от 12 до 24 часов. Считается, что у шестилетнего ребенка имеется уже около 10 млн желудочных желез.
Органы мочеобразования и мочеотделения
К пяти годам строение почки ребенка напоминает собой строение почки взрослого. Масса почки увеличивается в 5 раз. Длина мочеиспускательного канала достигает у мальчиков 5—6 см, у девочек— I—2см. Емкость мочевого пузыря в возрасте от трех до шести лет варьирует от 150 до 180-200 мл. Приблизительное суточное количество мочи можно рассчитать по формуле: 100 *(n + 5), где n — возраст ребенка.
Таким образом, трехлетний ребенок в сутки выделяет до 800 мл мочи, четырехлетний — до 900 мл, пятилетний — до 1000 мл, а шестилетний — до 1100 мл. При высокой температуре воздуха количество мочи уменьшается, при низкой — увеличивается.
Система крови
На протяжении дошкольного возраста количество эритроцитов колеблется от 4,5 до 5,0 до 10-12 л, а количество гемоглобина превышает 120 г/л. В лейкоцитарной формуле ежегодно меняется соотношение нейтрофилов и лимфоцитов. В четыре-пять лет количество нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается и в среднем составляет по 45%. После пяти лет происходит нарастание числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. Чем старше становится Ваш ребенок, тем меньше количество лейкоцитов у него в периферической крови.
Иммунитет
В дошкольном периоде иммунная защита организма достигает уже известной зрелости, но отмечается склонность к аллергическим реакциям. Инфекционные заболевания связаны с широким контактом детей и протекают чаше всего доброкачественно.
Обмен веществ
Обмен веществ у ребенка от трех до шести лет в 2-2,5 раза выше, чем у взрослых. Преобладают процессы ассимиляции (усвоения), обеспечивающие рост и развитие ребенка.
Энергетические расходы детского организма могут быть обеспечены сбалансированным питанием.
Итак, от трех лет до шести все функции и органы ребенка уже намного отличаются от тех, какими они были при рождении, но тем не менее в шесть лет малыш еще не взрослый. И, предъявляя ему свои требования, Вам прежде всего надо исходить из этого.
К шести годам или немного позже малыш уже психологически готов стать первоклассником и обучаться в школе.

Источник: А.И. Баркан "Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка"

Категория: Про детей | Посмотреть свежее
Просмотров: 1316 | Рейтинг: 5.0/13







загрузка...
Свежие статьи

Добавить на Яндекс
BezDoz.Ru - это множество статей и советов на тему красоты и здоровья.

добавить на Яндекс

LadyCash
Что-то интересное, уже грузится...

Красота и здоровье

MarketGid

Приправа